2georg (2georg) wrote,
2georg
2georg

Явление Караманова

Явление Караманова

Явление Караманова

В преддверии нового года в музыкальной жизни Казани произошло событие, замеченное, к сожалению, немногими. Это концерт симфонического оркестра Казанской консерватории, исполнившего монографическую программу из произведений Алемдара Караманова. Это имя мало известно широкой аудитории, да и среди музыкантов знатоков творчества композитора - буквально единицы. Чем же продиктован выбор его произведений для концертной программы студенческого оркестра?

Алемдар КарамановАлемдар Караманов - крупнейший современный композитор. Выпускник Московской консерватории, он принадлежит к поколению композиторов-шестидесятников, представленному такими именами, как В.Гаврилин, С.Губайдулина, Э.Денисов, Г.Канчели, А.Шнитке, Р.Щедрин и др. Некоторые из них за приверженность к современной технике письма были объявлены "авангардистами": сочинения их замалчивались и были известны только узкому кругу друзей и коллег.

Караманова лишь отчасти можно отнести к этой группе композиторов. Хотя в свое время он отдал дань музыкальному модерну, его творчество всегда отличалось свободой, независимостью, находилось вне моды. И потому почти не исполняемый в 60-70-е годы, Караманов не стал культовой фигурой и в постсоветский период, оказавшись в тени "раскрученных" в новое время авангардистов. Музыка Караманова, эпизодически звучавшая в 80-е годы в Москве, почти не включена в современный исполнительский процесс.

Тому есть несколько причин. Во-первых, музыка Караманова - не конъюнктурная и не эпатажная, не тривиальная и не супермодерновая. Во-вторых, композитор уже продолжительное время живет в Симферополе, весьма удаленном от мировых музыкальных центров. О причинах своего переезда он говорит так: "В конце 1964 года в Москве я переживал очень тяжелый период жизни, связанный с преследованием консерваторскими кругами, высшей партократией ярко новаторских направлений в нашей культуре... Я как раз в это время проходил этап своего модернистского "расцвета". Моя музыка носила очень сложный "авангардный" характер, написано было множество произведений. Подобные вещи в консерватории категорически не принимались. Я же, как свободный художник, не мог изменять своей душе, не мог тогда писать иначе. Все это привело к тому, что мое творчество как бы заглохло, умерло в моей душе, и я находился в очень подавленном состоянии духа, не писал несколько месяцев, хотя до этого я беспрестанно сочинял... Мне нужна была, если угодно, некая изоляция, возможность сосредоточиться, услышать в себе иное... Я уехал домой, в Крым, ушел от бесполезного метания и почувствовал радость тишины".

Композитор говорит о новом, симферопольском, периоде, как о "переосуществлении" творческого духа, "об очищении и принятии своего языка" на основе русской традиции, "оплодотворенной тем живительным, что есть в современной музыке". А.Караманов, по словам известного музыковеда Ю.Холопова, "был первым, повернувшим против авангарда на путь религиозной музыки".

Он является автором двух балетов, 24 симфоний (причем первые десять из них были созданы в студенческие годы - случай беспрецедентный в истории музыки), увертюр, поэм, концертов, камерных и вокальных произведений, хоровых циклов, "Stabat mater", Реквиема и Мессы (на латинские канонические тексты), музыки к спектаклям и кинофильмам (среди них - докуметальный фильм М.Ромма "Обыкновенный фашизм", художественный фильм В.Кучинского "Любовь с привилегиями" и др).

В концерте симфонического оркестра консерватории были исполнены Седьмая симфония "Лунное море", Концерт для фортепиано с оркестром "Аве, Мария" и "Весенняя увертюра". Созданные в разные годы, эти сочинения, тем не менее, производили впечатление чего-то цельного, монолитного. Это как бы разные проявления единого творческого духа.

Главное, что отличает музыку Караманова, - это глубокая эмоциональность, духовность, человечность. Такой волнующей, трепетной, непосредственно проникающей в душу музыки мы уже давно не слышали. Она не вписывается в традиционные жанровые формы, лишена обычного динамизма, устремленности к некоему финалу и вместе с тем экспрессивна и выразительна. Прекрасен, совершенен каждый момент ее звучания! Она свободна и оригинальна, самодостаточна и самоценна и как бы не нуждается в дешифровке (хотя, конечно, знаковый, символический уровень в каждом сочинении, безусловно, присутствует). Эта музыка увлекает, завораживает, пленяет, имеет, если хотите, терапевтический эффект, погружая слушателей в мир гармонии, красоты, духовности. Вспоминается идея "Мистерии" А.Скрябина - грандиозного, но, увы, незавершенного сочинения, в исполнении которого, по мысли автора, должно было участвовать все человечество. И Караманов, пожалуй, ближе всех приблизился к этой идее духовного преображения мира.

Конечно, в создании подобного выразительного эффекта и впечатления огромную роль сыграли исполнители. И в первую очередь - дирижер Эдуард Гулбис. Художественный руководитель и главный дирижер Московского симфонического оркестра им.С.Рахманинова, он является близким другом и одним из первых интерпретаторов сочинений А.Караманова. Он был специально приглашен в Казань на эту программу. Это талантливый, тонкий музыкант, точно ощущающий и умеющий воссоздать специфику музыки композитора. Его дирижерскую манеру отличали взволнованность и трепетность, умение создать длительно развертывающийся, непрерывно меняющийся музыкальный поток, многокрасочный и одухотворенный мир произведений Караманова. И оркестр под управлением опытного маэстро преобразился (это ведь студенческий коллектив, весьма непродолжительное время музицирующий в одном и том же составе). Звучание оркестра было волнующим и захватывающим, исполнение - профессиональным и техничным. Значительную роль в достижении этого, думается, сыграл и молодой казанский дирижер Тахир Бабаджанов, принимавший участие в подготовке этой программы.

На концерте присутствовала сестра композитора - Севиль Караманова, являющаяся страстным пропагандистом его музыки. Воодушевленная теплым приемом и огромным успехом сочинений брата, она выразила надежду на продолжение сотрудничества с казанскими музыкантами.

И в заключение - еще одна цитата из статьи Ю.Холопова о музыке А.Караманова: "Ему чуждо стремление идти в ногу со временем, делать "как все", следовать сегодняшней музыкальной моде. Но именно отшельники оказываются подчас носителями глубоких идей эпохи".

Т.АЛМАЗОВА
http://www.rt-online.ru/articles/16_24832/47533/?action=print
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments